Мой Сенежский Форум

Круговых Игорь Эрикович,
Первый заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов России, заместитель Председателя Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы

 

 

Сенежский форум берет начало задолго до своего формального рождения ― в период, получивший в последствии название «величайшей геополитической катастрофы XX века». Пройдет еще немало лет, прежде чем будут раскрыты и описаны все подлинные движущие силы «демократического» переворота того периода, и рассказано о том, что, собственно, произошло в 1991 и 1993 годах. Но уже сегодня не без оснований некоторые эксперты считают, что август 1991 года — это и была первая «цветная» революция, скопированная впоследствии в известных событиях в Риге, Вильнюсе, Тбилиси, Киеве и т.п. Везде один и тот же, многократно проигрываемый сценарий: толпы «униженных и возмущенных» во главе с «передовыми» лидерами, «кровавый» режим, «сакральные жертвы», победа «демократии». Но именно в этот период, особенно, столь высока была потребность в сколько-нибудь аргументированной, научно обоснованной, позиции по всему комплексу национальной политики, именно — комплексу, поскольку вопросы национальной политики, не просто играли ведущую роль, но были стержнем всей тогдашней политической системы в целом.

Но даже самые значимые этнополитические трансформации воспринимаются и оцениваются прежде всего с личностных позиций, продиктованных конкретными политическими реалиями того времени. А мне все это пришлось прочувствовать, что называется «на своей шкуре», поскольку в начале своей деятельности, в качестве первого и последнего председателя постоянной комиссии Моссовета по национальной политике и межрегиональным связям, пришлось работать над завалами «перестройки», а в конце ― над созиданием основ уже новой Российской Федерации. При этом Москва (об этом прямо говорилось) рассматривалась как своего рода «плацдарм» всех последующих «демократических» реформ в стране, в целом. А сам Моссовет вобрал в себя всю политико-идеологическую палитру советско-российского общества того времени, стал итогом советского и предтечей российского периода современной России. Выделять и обрисовать национальную политику того периода отдельно от всех политических катаклизмов просто невозможно: она их составная, во многом — основная часть. Поэтому необходимо отметить, хотя бы, те из событий, которые имели непосредственное отношение к формированию подходов и осуществлению практических мер в области межнациональных отношений, в том числе, к созданию Общероссийского общественного движения «Сотворчество народов во имя жизни» (Сенежский Форум). И здесь не столько важны имена и даты того времени, сколько общая логика событий, их содержание и значение, о которых хотелось бы мне рассказать, как очевидцу из «первых рук».

К чести москвичей, традиционные механизмы мирного сожительства народов в Москве постепенно брали верх над их политизацией. Самые теплые, в этой связи, слова благодарности следует сказать активистам, создателям первых московских национально-культурных обществ, которые с огромными проблемами, со своими национальными характером и темпераментом, собирали, проводили учредительные собрания, конфликтовали, жаловались друг на друга, мирились. И все ж таки, в итоге создали столь важные структуры — национально-культурные общества Москвы, которые заложили основы уже общероссийских организаций. Когда я пришел в Моссовет, было всего 3 национальных общества. Когда уходил — уже насчитывалось 47 таких общественных организаций.

Моссовет, по существу, заложил основы современной национальной политики в Москве, а во многом и в России. Созданные в Москве первые национально — культурные общества, опыт их работы послужили основой разработки Федерального закона «О национально — культурной автономии». И если вначале их было всего 3, то в настоящее время, число таких обществ в стране перевалило за 10 тысяч. Сейчас трудно даже представить, что в Москве долгое время был запрещен Сабантуй — праздник башкир, татар и других народов Поволжья. Милиция просто разгоняла тех, кто пытался проводить эти праздники.

Меня попросил помочь справиться с этой ситуацией, бывший в то время имам — хатыб Соборной мечети Равиль Гайнутдин. Я с готовностью откликнулся на его просьбу, и мы с ним поехали в Измайловский парк, где общественность собиралась отметить этот праздник. По прибытии в парк мы увидели многонациональную толпу людей, напротив которой уже наготове стояла милиция, чтобы разогнать собравшихся. Им дана была команда не допустить проведения празднования. Пришлось решительно вступить в противоборство, отобрать у них мегафон, и громко объявить об открытии первого официального Сабантуя. Сегодня этот замечательный праздник стал традиционным, одним из ярких культурных событий в столице, любимым для всех москвичей, а не только выходцев из народов Поволжья. Также при довольно напряженных обсуждениях, решили еще ряд проблем. Среди них, например: возвращение исторического здания московской татарской школы — «Дома Асадуллаева» Татарскому культурному центру; возвращение исторических названий улицам: Малому и Большому Татарским переулкам, мечети в исторической татарской слободе (в ней находилась фабрика «Русские узоры»). Украинской общине был передан Дом на Арбате (сейчас это Дом украинской книги). Нами была открыта первая в городе многонациональная школа, где родной язык изучали представители нескольких национальностей.

Поистине общенационального значения событием стало возрождение в качестве государственного праздника Дня Славянской письменности и культуры. До 1992 года он проводился на общественных началах в различных городах страны. Инициатором празднования в Москве выступила, тогдашний заместитель министра культуры России Н.Б. Жукова, (сегодня она возглавляет Международный Союз православных женщин). С ней мы предварительно обсудили основные направления организации Дней. Тогда решили предложить: создать памятник Кириллу и Мефодию (скульптор — В.М. Клыков), провести фестиваль славянских фильмов (кинорежиссер — Н.П. Бурляев), а также фестиваль славянского фольклора, который курировал тогдашний митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Мы не только выполнили все намеченное, но заложили основу для дальнейшего развития: памятник — стоит, фестиваль славянских фильмов — теперь фестиваль «Золотой Витязь», фестиваль славянского фольклора сегодня — «Славянский Базар». А сам этот московский праздник стал сегодня государственным праздником «День Славянской письменности и культуры».

Мы исходили из того, что Россия — союз народов, и по мере создания все новых национально — культурных организаций, сообща решили собрать их в Ассоциацию московских национально — культурных организаций («АМОНК»). По сути, это во многом предтеча современной Ассамблеи народов России. Создавать ее или не создавать — тоже вызывало большую дискуссию. Многие требовали организовать не просто национально — культурную, а именно «демократическую» Ассоциацию, придавая ей политический характер. Но большинство из обществ, следуя традиции мирного общежития москвичей всех национальностей, поддержало создание Ассоциации в первоначальном варианте. Практическим результатом ее деятельности стало предложение создать Московский многонациональный культурный центра, где разместились бы все эти общества, многонациональные библиотеки и СМИ, кафе с национальными кухнями. Мое депутатское Обращение по этому поводу к Мэру Москвы Г.Х. Попову 3 сентября 1991 года подписали руководители более 40 национально — культурных обществ, но ответ так и не последовал. И дело сдвинулось уже только после завершения деятельности Моссовета, когда председателем Комитета по межрегиональному сотрудничеству и национальной политике правительства Москвы назначили, светлой памяти, Л.И. Швецову. Мы с ней несколько раз встречались, она живо - интересовалась, а я — рассказывал о национальной политике, национально — культурных объединениях и о необходимости создания Московского многонационального культурного центра и размещения в нем Ассоциации московских обществ национальной культуры, которую мы также создавали. Эта наша идея создания центра была подхвачена, но потребовалось несколько лет, пока в 1998 году, уже под названием «Московский Дом национальностей» он был открыт и стал местом взаимодействия московских национально — культурных обществ, как мы и планировали в далеком 1991 году.

Но все эти дела решались, что называется, «по мере поступления», во многом — стихийно, в режиме «возникновение проблемы — ответ на нее». Практической работе явно не хватало научно-экспертной поддержки, ведь никто из нас не был профессиональным специалистом в сфере национальной политики. Мы установили хорошие отношения с Руководителем Государственного Комитета по делам национальностей В.А. Тишковым, и он сам, что называется, находился «на передовой». Сначала Госкомнац находился в одной части города, затем на встречу с руководителем поехал уже куда то в Черемушки, затем к ним добавили ГоскомСевер. И эта болтанка продолжалась вплоть до создания профильного министерства, хотя и его впоследствии — организационно и тематически — лихорадило. А ведь все это — следствие непонимания роли и места национальной политики в стране. Причем в стране, которая буквально два — три года назад была уничтожена именно «национальным вопросом». Большую информационно-аналитическую поддержку оказывали работы Л.М. Дробижевой, много лет проводившей социологические исследования в сфере национальной политики именно в Москве. Она, по существу является автором раздела о современном состоянии межнациональных отношений в городе в действующей сегодня Стратегии национальной политики Москвы на период до 2025 года.

Накопленный, не только в Москве, ― но повсеместно в России опыт, в том числе — острых межнациональных конфликтов, объективно приводил к необходимости его критического анализа и выработки конкретных действий. Определяющий, в плане выработки общественно — научной платформы в сфере национальной политики характер, безусловно, имела, прошедшая в ноябре 1991 года научно — практическая конференция по проблемам межнациональных отношений в Российской Федерации в городе Солнечногорске в пансионате ВС РСФСР на озере Сенеж. Сама конференция, по сути, была лишь частью более широкой программы, которая, как предполагалась, должна в научном и организационном отношениях разработать стратегию государственной национальной политики в новых условиях. Собравшиеся на ней депутаты различных уровней, ученые, общественные деятели, наряду с обсуждением научных проблем, приняли решение учредить движение «Сотворчество народов во имя жизни», которое сразу же так же назвали «Сенежский Форум». Именно этому «сотворчеству» известных, высокопрофессиональных ученых и общественников, предстояло выполнить по существу основной объем работы по разработке концептуальных основ национальной политики России на годы вперед. В принятой Декларации Сенежского форума были определены основные принципы его деятельности, а так же определены три основных направления последующей работы. В частности, это: научное и методологическое оказание помощи в разработке исследовательских проектов, поддержка национально-культурной деятельности в регионах, народная дипломатия и миротворчество. Именно там я познакомился с большим, неизвестным мне до этого коллективом ученых — специалистов в области национальной политики и межнациональных отношений: Болтенковой Л.Ф., Губогло М.Н., Дробижевой Л.М., Ивановым В.Н., Котовым А.П. с которыми, в последующем, нас связывали самые дружественные отношения.

Конкретное воплощение идеи Сенежского форума нашли в разработке концепции Программы «Национальное возрождение народов России», в обсуждении которой мы приняли активное участие. Принципиальное значение для всей системы национальной политики страны, в этой связи, стало играть подписание Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным 31 марта 1992 года Федеративного договора о взаимоотношении федеральных органов власти с субъектами РФ и о разграничении полномочий между ними. Как следствие, Совет национальностей Верховного Совета РФ принял решение провести 5 октября 1992 года научно-практическую конференцию на тему: «Федеральный договор и межнациональная интеграция в России». В ее организации самое активное участие принял Сенежский форум. В состав оргкомитета конференции, в частности, вошли: В Г. Сыроватко — заместитель Председателя Совета национальностей РФ, В.А. Тишков — академик РАН, В.Н.Иванов член-корреспондент РАН и заместитель председателя президиума координационного совета движения «Сотворчество во имя жизни», А.П. Котов ― заместитель председателя президиума координационного совета движения «Сотворчество во имя жизни», Л.М. Дробижева ― зав. сектором института этнологии антропологии РАН, В.П. Лисин ― народный депутат РСФСР, А.А.Лобанов ― проректор академии народного хозяйства при правительстве РФ, И.Ш. Муксинов ― руководитель проблемной группы института государства и права РАН, Э.Н. Ожиганов ― зав. сектором анализа и прогнозирования Совета национальностей ВС РФ, Л.Л. Рыбаковский — заместитель директора института социально-политического исследования РАН, Ю.А. Шатунов ― генеральный директор президиума координационного совета движения «Сотворчество во имя жизни». К работе активно подключились и руководящие работники тогдашнего Министерства по делам национальностей: первый заместитель Министра В.А. Печенев и заместитель министра А.А. Томтосов, а так же А.Г. Колмаков начальник департамента по делам национальностей и его заместитель З.Ю. Цыренова и многие другие. Оргкомитет возглавил Председатель Совета национальностей Верховного Совета РФ Р.Г. Абдулатипов.

Он и открыл конференцию, и выступил с основным докладом о современном состоянии межнациональных отношений в стране. Основной, сделанный им вывод - необходимость ускорения разработки и утверждения Концепции государственной национальной политики России, которая и стала бы научно-общественной основой и основным ориентиром реализации государственной национальной политики. Он особенно поблагодарил членов Сенежского форума и их сторонников, которые не просто сумели скоординировать свои интеллектуальные возможности, но и внесли основной вклад в подготовку планируемой Концепции государственной национальной политики России,

Совет Национальностей ВС РСФСР в марте 1993 года одобрил эту концепцию, на ее основе стали разрабатываться и региональные программы. Стали, на основе соглашения с историческим факультетом МГУ, разрабатывать такую программу для Москвы и мы, и уже готовились к ее презентации. Однако, последовавшие в 1993 году известные трагические события прервали эту работу. Она возобновилась уже в новых условиях в мае 1994 года, когда Сенежский форум под эгидой Федерального Собрания и Правительства РФ провел Всероссийскую научно-практическую конференцию «Федерализм и межнациональные отношения в современной России». На ней, уже с учетом новых условий был одобрен проект Государственной программы национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России, основные положения которой были задействованы практически во всех последующих государственных документах, легли в основу всех законодательных актов по национальной политике, в том числе и в Концепции Государственной национальной политике 1996 года. Но это уже последующий этап национальной политики, когда, при определяющей роли Сенежского форума была создана Ассамблея народов России.