От Сенежского форума — к Ассамблее народов России

Анатолий Павлович Котов,
член Совета Ассамблеи народов России, один из основателей Общероссийского общественного движения «Сотворчество народов во имя жизни» (Сенежский форум), кандидат социологических наук, специалист в области этноконфликтологии, член-корреспондент Российской академии естественных наук.

 

Со времени создания Сенежского форума прошло десять лет. Промежуток времени вроде бы большой, но время пролетело как будто мгновенно.

Осень 1991 года. По инициативе Совета Национальностей Верховного Совета Рос­сийской Федерации и лично его председателя Рамазана Абдулатипова в подмосковном пансионате «Сенеж» прошло совещание представителей национальных общин и религиозных конфессий, а также администраций республик, краев, областей и районов России.

В «Сенеже» собрались около трехсот человек. При этом была представлена практически вся Россия: примерно 90 национальностей Российской Федерации. Были там и представители других тогдашних республик Советского Союза.

На это совещание были приглашены Председатель Верховного Совета Российской Федерации Руслан Хасбулатов и Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР Рафик Нишанов. Сразу же начались столкновения — проявились противоречия между разными национальностями, между Россией и остальными республиками Советского Союза, между ними всеми и союзным центром.

Как раз в то время в Завидове шло обсуждение проблемы Союзного договора. И на Сенежском совещании много говорили на эту тему. Причем говорили, по большей части, впустую. И если столкновения на уровне президиума и выступлений с трибуны носили достаточно дипломатичный характер, то столкновения в кулуарах были крайне резкими. Люди хватали друг друга за грудки, кричали: «Ты великодержавный шовинист!», «Ты националист!».

Но, тем не менее, сам факт созыва этого совещания был очень значимым, и все присутствующие это понимали. Поэтому по инициативе некоторых участников конференции было принято решение создать некую организацию. Эго не было заранее заготовленным решением, у предполагаемой структуры даже названия не было. Эго был как бы экспромт — вполне в стиле Рамазана Абдулатипова. Именно он высказал такую идею в своем выступлении. Он предложил создать общероссийское движение, целью которого было бы способствовать национальному возрождению, «национальному сотворчеству» народов России. Поэтому и было предложено назвать эту организацию «Сотворчество народов во имя жизни».

Однако «Сотворчество народов во имя жизни» — это слишком длинное название. Кому-то пришла в голову идея назвать организацию просто — «Сенежский форум». Проголосовали. При этом ни на кого не накладывалось никаких обязательств, никаких постов не распределялось. Финансов тоже не делили, потому как их попросту не было. Может быть, поэтому все голосовали единодушно: создать всероссийское движение «Сотворчество народов во имя жизни» (Сенежский форум).

Обратите внимание: речь шла только о России. К сожалению, представители других союзных республик присутствовали лишь в качестве наблюдателей. Более того, даже представитель Татарии заявил, что присутствует в статусе наблюдателя. Тогда везде царила эйфория национального самоопределения, самоутверждения. Это было заметно на любом уровне: от верха до самого низа. Было очевидно, что создать объединяющую всех структуру на уровне Союза невозможно. Но на уровне России это движение было создано.

Впрочем, некоторые представители Сенежского форума были активными участниками разработки нового проекта Союзного договора.

Но вернемся к тому памятному совещанию. На нем тогда же был избран Координационный комитет Сенежского форума. Абдулатипов был избран председателем, а я стал первым заместителем председателя. Случайных людей в этом движении не было и быть не могло. Хотя, может быть, те, кто собрались тогда там, и были идеалистами.

Так или иначе, те люди, которые стояли у истоков Сенежского форума, ратовали не столько за национальное возрождение (собственно, возрождать в принципе было особенно нечего), а за межнациональное примирение, за недопущение межнациональных конфликтов. Среди тогдашних лидеров организации можно отметить таких, как Леокадия Дробижева, Михаил Губогло, Вилен Иванов, Магомед Исаев, ныне покойный Ирек Муксинов и многие другие, — не хотелось бы обидеть кого-то, не упомянув его, но перечислить всех тех, кому Форум обязан своим существованием, здесь просто физически невозможно. Жизнь показала, что те люди, которые взялись в 1991 году за это дело, не оставляли эту работу и дальше. А ведь прошло уже десять лет. Сколько мы можем назвать политических партий и прочих объединений, которые жили бы десять лет без подачек, без борьбы за должности, за портфели, которые работали бы на одну идею: обеспечение единства народов России.

Есть ли хотя бы у одной партии или движения внятная программа по национальному вопросу? Нет. Зато у них есть конкретные планы формирования правительства, обеспечения большинства в Думе и так далее. Сенежский форум с самого начала позиционировал себя как неполитическую организацию. Его задача — создание благоприятной атмосферы в области межнационального общения, а не политиканство.

На первом съезде организации, который прошел на следующий год там же, в «Сенеже», был принят Устав. Одновременно было решено разработать Концепцию национального возрождения. Концепцию разрабатывали созданные Форумом комиссии: по юридическим вопросам, по формированию государственности, по языку. В процессе работы задуманная Концепция национального возрождения трансформировалась в Концепцию государственной и национальной политики Российской Федерации.

Еще позднее ни к чему по определению не обязывающая концепция превратилась в программу, утвержденную Верховным Советом Российской Федерации. Это был уже не просто документ общественной организации, это был государственный акт, который действительно лег в основу российской Концепции национальной политики. Разработанная специалистами Сенежского форума программа содержала совершенно конкретные положения, касающиеся языка, культуры, юридических норм; там даже был перечень законопроектов, которые необходимо принять для реализации государственной национальной политики. Члены Координационного совета Сенежского форума были официальными консультантами Совета Национальностей Российской Федерации.

Стоит подчеркнуть бескорыстность этих людей. Ведь за всю работу никто из них не получил ни копейки — и эксперты, и непосредственные разработчики трудились на общественных началах. Я с ужасом думаю: ведь если сейчас предложить кому бы то ни было разработать какой-нибудь законопроект, в первую очередь спросят: «А сколько это будет стоить?». Тогда подобных вопросов никто не задавал.

Хотя в Уставе Сенежского форума и было записано, что эта организация не преследует политических целей, надо признать, что иногда и мы все же играли в политику. В 1992 году, когда Сенежский форум провел свой второй съезд, в стране шла подготовка к выборам в Верховный Совет. Тогда по инициативе Сергея Шахрая формировалась «Партия российского единства и согласия» — ПРЕС. В Новгороде Великом состоялась ее учредительная конференция. Мы присутствовали на этой конференции в качестве наблюдателей. Сочтя, что партийная программа в целом обещает соответствовать интересам национального возрождения, наш Форум после напряженных дискуссий поддержал ПРЕС. По списку этой партии в выборах участвовал Ирек Муксинов, который был единственным представителем Сенежского форума в Верховном Совете.

На следующих парламентских выборах, в декабре 1993 года, мы решили рискнуть выдвинуть свой собственный избирательный список. Список получился великолепный, там был, можно сказать, цвет России. Но Центризбирком его не зарегистрировал и вернул нам все поданные документы с такой мотивировкой: «В вашем Уставе написано, что Сенежский форум не преследует политических целей, а выборы являются акцией политической». Я допускаю, что, не имея денег, мы бы и не прошли в Государственную Думу.

Так или иначе, можно сказать, что одним из главных итогов десятилетней истории движения стало то, что мы, по большому счету, не дернулись в сторону политизации. Мы никогда не преклонялись перед властью, но никогда и не были в оппозиции. Мы никогда не кричали «да здравствует», но в то же время никогда не кричали «долой». И до сих пор мы радуемся и гордимся тем, что Сенежский форум, а сейчас — Ассамблея народов России, не преследует политических целей. Но, по моему мнению, создание благоприятного климата для нормального межнационального общения — это вопрос в высшей степени политический. Это вопрос высочайшей политики, и тот политик, который не понимает этого, занимается не политикой, а политиканством

Второй и третий съезды Сенежского форума проходили уже не в «Сенеже», а в «Лесных далях». Там были делегаты из субъектов Российской Федерации, были гости из бывших союзных республик. Великолепная организация обоих съездов показала, что даже без денег можно провести мероприятие хорошо. На свой третий съезд мы пригласили солистов Большого театра. Они приехали и не попросили за это ни копейки. Все-таки есть люди, которые работают и выступают во имя идеи, а есть люди, которые работают только за наличные. Такие люди не могут быть активными членами Ассамблеи народов России по определению, потому что ни Сенежский форум, ни Ассамблея не предлагают ни должностей, ни окладов. Работать просто во имя России — далеко не все на это могут пойти.

В 1993 году было принято специальное решение Правительства Российской Федерации о подготовке Концепции национального развития. Эта работа, среди инициаторов которой были и Шахрай, и Абдулатипов, началась в целом ряде научных учреждений, в том числе в Институте этнологии РАН, в Независимом российском институте социальных и национальных проблем и в некоторых других, то есть научная общественность страны поддержала эту идею и включилась в работу (опять же без денег пока). Государственные структуры, в частности Министерство по делам федерации и национальностей, лично Рамазан Абдулатипов, при активнейшем участии Сенежского форума, включились в реализацию этой идеи. Это очень важно, потому что впервые произошло объединение научной общественности и государственных структур.

В результате был создан проект Концепции, ив 1994 году он обсуждался в Администрации Президента на Старой площади. Обсуждение было очень острым. Альтернативных концепций к тому времени было несколько. Наши оппоненты были настроены очень решительно, и нам пришлось очень жестко отстаивать свою позицию.

Споры о преимуществах той или иной концепции продолжаются до сих пор, и по этому поводу можно провести не одну научно-практическую конференцию. Конечно, нужно уважать любую точку зрения, и невозможно заявлять, что точка зрения Валерия Тишкова — нашего тогдашнего оппонента — хуже нашей. Были две равноправные позиции, одна из них была признана на тот момент правильной и позже была принята президентом Борисом Ельциным как государственная программа. Назовите мне хоть одну партию, которая смогла бы представить такой проект государственной национальной программы, чтобы он был официально утвержден Президентом!

Конечно, целый ряд положений, которые содержались в документе, подготовленном коллективом Тишкова, и целый ряд положений, представленных другими учеными, тоже вошли в окончательный документ. Это очень серьезный коллективный труд огромного числа людей. Однако основой стало именно то, что было создано командой Сенежского форума.

Итак, создана концепция. Но, казалось бы: мало ли существует государственных программ, ну и что с того, что появилась еще одна?

Здесь очень важно, что на базе этой концепции стали разрабатываться программы национального возрождения субъектов Российской Федерации: Оренбуржья, Самарской и Саратовской областей, Мордовии, Москвы. В этих регионах начали создаваться Дома народов, национально-культурные общества. И это, в свою очередь, подвигло государственные структуры на то, чтобы создавать соответствующие координирующие органы. Представители различных национальностей могут вступить в прямой диалог с администрацией, изложить свои проблемы, некоторые вопросы решить, снять какие-то противоречия. И это один из положительных результатов действия нашей программы.

Тут очень трудно перечислить все дела Сенежского форума за десять лет. Многие из них кажутся мелкими. Оказание помощи в публикации букварей на вепсском языке, например. Мелочь вроде бы, но ведь и это полезное дело. Иногда Форум оказывал адресную помощь конкретным людям. В свое время была проведена конференция в Ессентуках по безопасности на Северном Кавказе. Затем Сенежский форум был приглашен и принимал участие в совещании священнослужителей Кавказа, как православных, так и мусульманских. На нем тоже обсуждались вопросы мира на Северном Кавказе, было принято обращение к российскому руководству с предложениями по стабилизации обстановки. Помимо этого, были проведены очень интересные акции. Например, уже во время войны в Чечне, было принято решение направить в места, рядом с которыми шли боевые действия, группы мусульманских и православных священнослужителей. Потом много писали об этой акции.

Все эти и многие другие наши акции осуществлялись сугубо на общественных началах. И до сих пор Сенежский форум как массовое общественное движение своих возможностей не исчерпал, хотя задачи, которые возникают сейчас при реализации государственной национальной политики, требуют привлечения более мощных организационных структур и более профессионального подхода.

Сейчас появилась более серьезная организация — Ассамблея народов России. Она восприняла все лучшее, что было создано Сенежским форумом, развила это более широко на общероссийском уровне, создала довольно сильную организационную структуру.

Как проживет Ассамблея свои первые десять лет? Насколько удастся ей утвердить и развить идеи Сенежского форума, насколько сможет она осуществить свой девиз «Дружба народов — единство России» — все это во многом будет зависеть от первых лет жизни Ассамблеи. Если не превратить это начинание в бюрократическое, то Ассамблея действительно будет работать как хороший инструмент в работе по оптимизации национальных отношений, по предупреждению кризисов.

Великолепная идея — Дом народов России — не могла бы реализоваться в рамках движения «Сенежский форум»: и какая-то коммерческая деятельность, и штатная структура — все это требует уже решения существенных организационных вопросов. Создание театра при Доме народов России и еще многое другое — это выход на более высокий организационный уровень, и здесь работы энтузиастов Сенежского форума недостаточно.

Ассамблея народов России имеет свои представительства в большинстве субъектов Федерации. Значит, для решения каких-то вопросов уже можно действовать, опираясь на организационную структуру. Наладить оперативный обмен информацией и работу по упреждению каких-то конфликтных и сложных ситуаций в национальных отношениях, грамотно сформировать региональные структуры, организовать работу этих региональных структур — это все задачи Ассамблеи народов России. И от того, насколько успешно Ассамблея народов России будет решать организационные задачи, зависит, выживет ли она. Дай бог.

В связи с этим хотелось бы высказать пожелание органам государственной власти. Да, конечно, нужно учитывать интересы политических партий, но обязательно нужно использовать и Ассамблею народов России как надежный инструмент для оптимизации межнациональных отношений в стране. Потому что, не преследуя политических целей, Ассамблея народов может в то же время решать стратегическую общенациональную задачу: способствовать стабилизации обстановки в России. Совет национальной безопасности, Администрация Президента могли бы опираться на Ассамблею народов России.

Достаточно сложной является проблема финансирования разворачиваемой Ассамблеей деятельности. Прежде всего, нужно помнить, что в ряды Ассамблеи народов России, так же как и в случае с Сенежским форумом, входит интеллектуальная элита, выдающиеся российские ученые, которые занимаются проблемами межнациональных отношений. Если бы к разработке законодательных актов, к разработке каких-то стратегических концепций и программ привлекались на коммерческой основе специалисты Ассамблеи, это был бы один из вариантов финансовой поддержки Ассамблеи.

А если, к примеру, Ассамблея народов России участвует в реализации конкретных мероприятий Правительства, или Администрации Президента, или Совета национальной безопасности, то естественно, что и здесь финансирование должно идти из Центра. Если, скажем, проводится конференция по обеспечению безопасности на Северном Кавказе, Ассамблея может взять на себя организационную часть, обеспечение экспертами, подготовку документов — и все это должно, согласно смете, финансироваться из государственного бюджета.

Ассамблея служит Российскому государству и государственности. Хотя мы и являемся общественной организацией, но наша организация работает в интересах Российского государства, и поэтому было бы хорошо, если бы из федерального бюджета шла какая-то поддержка. Мы не хотим существовать только на подачки крупных предпринимателей, хотя, если с их стороны нам будет предлагаться помощь, мы тоже не должны отказываться.

Кроме того, было бы неплохо, если бы представители высшего политического руководства присутствовали на наших съездах. Ведь наш Всероссийский съезд — это государственное, а не только наше внутреннее дело, не наш «междусобойчик».

Чтобы государство это осознало, нам важно суметь доказать собственную востребованность, для чего нужно очень грамотно построить работу. Мы должны демонстрировать свои концептуальные разработки, наличие широкой региональной сети. Необходимо активно выступать посредниками в спорах, конфликтах, причем именно как независимые посредники, а не как представители государства, но при этом, безусловно, отстаивая интересы Российского государства. Нужно сделать так, чтобы наши организационные структуры на местах были консолидирующими центрами для национально-культурных объединений. Эксперты Ассамблеи должны показать себя как независимые, квалифицированные консультанты, способные к разработке государственных программ, государственной политики по национальным вопросам. И что не менее важно, следует на международном уровне показывать, что существует в России структура, которая объединяет разные национальности, чтобы Ассамблея, как независимая общественная организация, отстаивала интересы России и на международном уровне.

Мы должны способствовать развитию национальных культур, сохранению этнической самобытности. Тут колоссальная задача стоит перед Домом народов России. Требуется показать и объяснить, что в этот Дом может приехать какой-то самобытный коллектив, творческая группа из далекого татарского или башкирского села, и вот тогда это будет настоящим Домом народов России. Все это надо пропагандировать. Поэтому необходимо, хотя это и трудно, добиться того, чтобы независимые российские средства массовой информации повернулись лицом к Ассамблее. Пока что, когда Ассамблея проводит свои мероприятия, направленные на стабилизацию ситуации в России, на развитие культуры, ведущие журналисты едва скрывают зевоту, потому что им это неинтересно. Здесь никто никого не убивает, здесь не ожидается отключения электричества, здесь просто люди хотят жить дружно и мирно. И убедить наших уважаемых журналистов, что и это все-таки нужно, — тоже важная часть системы приоритетов Ассамблеи.

Если нам удастся реализовать эти и другие свои задачи, то в ближайшие годы и десятилетия Ассамблея будет важным фактором стабильности, институтом гражданского общества, и мы станем свидетелями ее подлинного расцвета на благо России и всех населяющих ее народов.

Москва, июль 2001 г.